Казахстан в прошлом году увеличил экспорт нефти в обход России, подсчитало агентство Reuters. Большая часть казахстанской нефти, идущей не по российской территории, импортировалась в Китай.
Поставки сырья посредством каналов «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК), основного экспортного нефтяного маршрута Казахстана, составили в прошлом году, по оценкам Reuters, не менее 80% от общего объема зарубежных продаж «черного золота» республики. Много это или мало – зависит от точки зрения: через КТК поставляется около 1% мирового предложения нефти.
Поскольку Казахстан не располагает доступом к морской территории, то экспорт энергоресурсов из этой добывающей страны традиционно ведется через российские провинции посредством транспортных мощностей каспийского консорциума. Его основными акционерами выступают российская «Транснефть», которой принадлежит 24% акций компании, и казахстанский «КазМунайГаз», владеющий 19% ценных бумаг КТК. По трубопроводу «Тенгиз — Новороссийск», протяженность которого превышает 1,5 тыс километров, ежегодно поставляется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.
В прошлом году поставки через КТК пусть незначительно, но сократились – не превысив 52 млн тонн. При этом по маршрутам в обход России 1,26 млн т было доставлено в Китай, 214 тыс. т — отправлено через грузинский порт Батуми, 141 тыс. т — на нефтеперерабатывающий завод в Баку, 109 тыс. т — в трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан и 80 тыс. т — в Узбекистан. Всего, по подсчетам Reuters, в обход России было экспортировано 1,8 млн т нефти (36 тыс. барр. в сутки). Этот показатель вырос практически в три раза по сравнению с 2021 годом.
«Объем увеличенных поставок в обход России пока ничем не может навредить нашей стране. Дополнительные отгрузки едва превышают 35 тыс баррелей в сутки — то есть один не самый большой танкер», — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. По его словам, КТК должен был приносить доходы его владельцам и никогда не рассматривался в качестве «энергетического рычага» Кремля, с помощью которого можно было бы при удобном случае создать топливный дефицит на западном рынке.
«Инвесторы собирались получать дивиденды за свои вложения, не подразумевая никакой политической подоплеки. В нынешних условиях акционеры КТК, представляющие в том числе недружественные для Москвы страны, способны проигнорировать исключительно инвестиционные задачи или даже продать свои пакеты азиатским корпорациям, которые спокойно относятся к России. Они заинтересованы только в стабильных объемах нефти — пусть и по повышенной цене», — полагает Суверов.
«Поскольку совладельцами КТК являются компании из стран, предъявляющих России экономические санкции, в частности, из США, Британии и Италии, то отношение Москвы к этому проекту становится более пристальным», — полагает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Ранее отечественные чиновники могли закрывать глаза на некоторые «перегибы» казахских поставщиков и не особенно строго следить за экспортным маршрутом Казахстана, полагает эксперт. Но в нынешних обстоятельствах, связанных с желанием Запада регулировать российские экспортные цены, наши ведомства будут предельно придирчиво оценивать работу КТК: при наличии любых несоответствий, в том числе связанных с объемами экспортных поставок, регуляторы станут поступать по всей строгости закона. Не исключены и ограничения по поставкам, предупреждает Юшков.
Если Казахстан намерен полностью обходить российские транспортные узлы, то, теоретически, Астана сможет продолжать увеличивать перегрузку сырья в среднеазиатские страны, которые готовы платить по «двойному тарифу» — биржевые котировки на углеводороды на Востоке чуть ли не вдвое превышают европейские рыночные отметки. Только в и таком случае будет несложно натолкнуться на подводные камни. «Нефть обычно оплачивается уже закаченная в танкеры, — отмечает Суверов. — За риск срыва поставок приходится набавлять стоимость контракта. Логистика вырастет в разы. Даже существующие высокие цены на углеводороды не смогут обеспечить доходность такого экспорта. Кому-то придется терять выручку. Учитывая, что акционерами КТК являются западные компании, то атакуя новыми санкциями экспорт российский энергоресурсов, Европа бьет и по своему же карману. Да, поставки казахского сырья на китайский рынок вырастут и российские экспортеры потеряют прибыль. Однако европейские экспортеры углеводородов от этого ничего не выиграют: наоборот, их доходы в связи в антироссийскими санкциями пойдут на убыль».